КРАСНОБРОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОБРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Методические рекомендации
по подготовке обучающихся к олимпиадам
в Краснобродском городском округе
Актуальность работы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о муниципальных, областных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах областного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
1. дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
2. создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
3. привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
4. некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
5. по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
6. каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Этапы работы по подготовке к олимпиадам
1. Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- профильные смены для одаренных детей;
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
2. Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого, вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
3. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
4. Планируем работу:
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основной формой работы на занятиях – различные формы индивидуальной и парной работы.
5. Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно
- участвуем в интенсивных школах и т.д.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
- испытывают радость от умственного труда
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
План подготовки учащихся Краснобродского городского округа
к Всероссийской олимпиаде школьников
№
|
Планируемое мероприятие
|
Срок
|
Ответственный
|
Планируемый результат
|
1
|
Разработка программ курсов по выбору и программ внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся
|
Август 2015
|
Заместитель директора по УВР
|
Рабочие программы
|
2
|
Формирование нормативно-правовой базы
|
Август 2015 -май 2016
|
Директор школы, заместитель директора по УВР
|
Разработка программы по работе с учащимися при подготовке к олимпиадам
|
3
|
Составление и утверждение расписания курсов по выбору и внеурочной деятельности
|
Сентябрь 2015
|
Директор школы, заместитель директора по УВР
|
Утвержденное расписание
|
4
|
Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
|
Сентябрь 2015 – октябрь 2015
|
Руководители ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники
|
Участие детей в предметных олимпиадах
|
5
|
Подготовка и участие школьников в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
|
Ноябрь 2015-декабрь 2015
|
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники
|
Участие детей в предметных олимпиадах
|
6
|
Участие школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики
|
сертификаты участников, дипломы
|
7
|
Участие школьников в конкурсных мероприятиях
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники
|
сертификаты участников, дипломы
|
8
|
Организация учебно-исследовательской работы учащихся
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники
|
Участие учащихся в конференциях
|
9
|
Подписка на периодические журналы «Юный эрудит», «Детская энциклопедия», «Свирелька», «Отчего и почему», «Читайка» и др.
|
Октябрь-ноябрь 2015
Март-апрель 2016
|
Заведующая библиотекой
|
Повышение интереса учащихся к чтению научно-популярной литературы
|
10
|
Подписка на периодический журнал «Одаренные дети»
|
Октябрь-ноябрь 2015
Март-апрель 2016
|
Заведующая библиотекой
|
Повышение интереса учащихся к чтению научно-популярной литературы
|
11
|
Работа с педагогическими кадрами. Консультация психолога «Особенности работы с одарёнными детьми»
|
Ноябрь 2015
|
Педагог-психолог
|
Повышение профессиональной компетентности педагогов
|
12
|
Ознакомление с итогами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
|
Декабрь 2015
|
УО, педагогический совет
|
Работа с одарёнными детьми
|
13
|
Подготовка к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников
|
Декабрь-январь 2015-2016
|
Учителя-предметники
|
Индивидуальные занятия с победителями муниципального этапа
|
14
|
Участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников
|
Январь-февраль 2016
|
УО, Учителя-предметники
|
Участие в заключительном этапе
|
15
|
Работа с родителями. Консультации для родителей «Сложности психического развития одаренных детей»
|
Февраль 2016
|
Заместитель директора по УВР
|
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
|
16
|
Работа с педагогическими кадрами. Семинар «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения»
|
Март 2016
|
Заместитель директора по УВР
|
Повышение профессиональной компетентности педагогов
|
17
|
Разработка программы работы с одарёнными детьми
|
Февраль-апрель2016
|
Директор школы, заместители директора
|
Программа работы с одарёнными детьми
|
18
|
Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня
|
Июнь 2016
|
Заместитель директора по УВР
|
Результаты участия школьников в конкурсных мероприятиях
|
19
|
Выявление одарённых и мотивированных детей
|
В течение года
|
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог
|
Банк данных одарённых детей
|
|